статья в журнале "МотоДрайв"




    Мотокараванинг – как оно, путешествовать с прицепом?

 

 Сидя у покрытого морозным узором окна, и пребывая в угнетенном состоянии мото токсикоза, мысленно начинаешь строить планы на предстоящий сезон. Прокладываешь маршрут будущего отпуска, листаешь виртуальные страницы календарей мотоциклетных событий. И вот первые теплые дни «сковыривают» тебя с места, мотоцикл приводится в боевое состояние. Первые 30км прохвата с безумной улыбкой на лице, первые крутящие пальцем у виска прохожие, и первые встречи с друзьями «во всеоружии»…ну что, стоит задуматься о готовности к сезону?...

 

Текст - Анатолий DesignEr Еремеев

Фото из архива автора

 

   Вспоминаются волнительные дни сборов куда-нибудь в Крым, или на крупный слет по типу Гоблинского, или Тарасовой горы. И начинаешь сожалеть о том, что будь сумки твоего мотоцикла повместительнее, то очень бы не помешали и саперная лопатка, и мангальчик, и походные складные стульчики со столом, и запас питьевой воды, литров в пять... В прошлый раз, возможно что-то из перечисленного вам удалось привезти на место, попросив загрузить это в авто ваших друзей, что напросились поехать с вами поглазеть на настоящую байкерскую тусовку, и быть вашим автомобилем поддержки на века! Но теперь в ваших планах «чисто английское убийство»…..бррр, пардон, - чисто мотоциклетное путешествие, в компании еще одного эндурика, и пары «спортов»…..н-да….а так хочется комфорта…ну чтож! Выход есть!

    Прошвырнувшись по бескрайним просторам интернета года полтора назад, мы наткнулись на нечто, перевернувшее наше понятие о путешествии на мотоцикле. Теперь эта тема активно обсуждается в мото тусовке. Прицеп к мотоциклу – вот это тема! Оказывается во всем мире мото прицепы активно эксплуатируются особо рьяными мото путешественниками. Конструкции прицепов поражают своим разнообразием. От одноколесной тележки для перевозки любимого пса, до полноценного прицепа дачи с двуспальным «лежбищем» и кондиционером. И главное – все это буксируется двухколесными мотоциклами без всяких боковых прицепов-колясок!

    Тема эта глубоко въелась в наши головы, и начался анализ плюсов и минусов разных типов конструкций мото прицепов.

    Первый фактор, влияющий на выбор – если так можно выразиться – «Колесная формула». В основном это два вида конструкции – одно, и двухколесные прицепы. И если двухколесные в принципе нас не удивили, то конструкция одноколесных задержала наше внимание на себе. Принимая во внимание качество наших дорог, и специфику поведения прицепов, буксируемых мотоциклом, двухколесный прицеп оказался более приспособлен для движения по дорогам, покрытие которых стремится к идеальному (с Украинскими дорогами ассоциаций мало, не так ли?). Влетевший в яму отечественных «направлений»  двухколесный прицеп норовит дышлом вывести мотоцикл из состояния равновесия, пропадает стабильность прямолинейного движения, не говоря уже о сложном маневрировании на средних и малых скоростях, особенно если масса тягача-мотоцикла не велика. Я уже молчу про обгон, в чисто украинском понимании этого термина, с проскальзыванием между вылетевшими тебе в лоб «восьмерошниками» и «ланосистами».

    Итак – двухколесный прицеп – как бы ДА, но пока – НЕТ! Рассмотрим шасси одноколесного. Просмотрев проморолик одного из производителей одноколесных прицепов-тележек, впали в ступор восхищения! Колесо прицепа строго следует линии следа колес мотоцикла!  Конструкция сцепного устройства заставляет прицеп повторять не только колею мотоцикла, но и все его наклоны в поворотах, делая «транспортный состав» (именно так формулируется такой симбиоз транспортных средств, в правилах дорожного движения) максимально стабильным на дорожном покрытии. Три мотоцикла, в рекламном ролике, стремительно неслись по горным серпантинам. Прицепы безропотно следовали за совершенно разными типами мотоциклов – чоппером, спорт-туристом, и эндуро….Не может быть, переглядывались мы! Ведь это еще порядка 70-100кг веса на «хвосте», да еще и болтающихся сами по себе! Неужели это так же легко и беззаботно, как выглядит на экране? Нам вспомнился парень из Прибалтики, что как-то приезжал на Гоблин шоу с самодельным прицепом, аналогичной конструкции. Мы тогда замучили его расспросами, типа – и как ГАИшники?…а как в поворотах?…и что, совсем не ощущаешь?....

    Голова вскипает! И так, спокойно! Штука стоящая, она реально решает главную проблему дальнобойщика на мотоцикле – недостаток багажного пространства. Будь это путешествие по хайвеям Европы, или тур к Байкалу, по российским дорогам, эта штука способна серьёзно облегчить спартанское существование мотоциклиста. Многие видели в каталогах мотоциклетных аксессуаров множество нужных безделушек – приспособления для бортировки покрышек, компрессоры, домкраты, инструменты….да в конце концов - походный душ, что совсем не будет лишним в длительном путешествии вне цивилизации. Так вот, безделушки-то есть, и весьма полезные! А как их  все с собой взять? Чем пожертвовать, и ради чего? И вот, похоже мы нашли решение этой проблемы! Мало того, в принципе оказалось возможным возить с собой чуть ли не полноценный прицеп дачу с, пусть и не большим, но вполне достаточным уровнем комфорта.

В Украине начали появляться одноколесные прицепы. Годичный, с  пробегом более чем 10 000км, опыт эксплуатации одного из них, произведенного у нас на Родине, и стал толчком для создания этой статьи. Шасси этого прицепа полностью адаптировано для эксплуатации в наших не простых условиях, «приближенных к боевым» дорог.  В отличие от американского прототипа, основные конструктивные особенности которого были взяты за основу отечественного проекта, он уже имеет более выносливую раму, и  полноценную подвеску 13 дюймового колеса, проглатывающую все неровности дороги, и соответственно передавая на мотоцикл минимум лишних толчков. Каково же оно, быть счастливым обладателем этого чуда враждебной техники?

ДОРОГА

….клацнув передачей, я довольно резво рванул вперед. Переложив мотоцикл с бока на бок, я легко вписался в поток транспорта, выбрав  «окно» в веренице авто. По сути все как всегда. Единственное отличие – наличие сзади груженого одноколесного прицепа общим весом около 80кг. Да, ребята, его присутствие совсем не ощущается! И по первОй нужно быть предельно внимательным, ведь ваш мотопоезд теперь длиннее почти на полтора метра! Далеко не все, окружающие вас участники движения, готовы к тому, что к мотоциклу вообще что-то может быть прицеплено. Да и Вы в раже «откручивания гашетки» можете забыть о новых габаритах. Стоит привыкнуть к этим нововведениям. Перекладывается при маневрировании мотоцикл с прицепом  почти так же легко, как и без него. Ширина прицепа даже меньше, чем у самого мотоцикла со штатными кофрами, что позволяет продолжать привычно втискиваться  в междурядье, как будто и нет никакого прицепа. Безусловно, скоростной режим теперь следует скорректировать, и он не должен превышать 100 км/ч. Хотя для тех, кто все-таки соблюдает ПДД,  это ограничение ничего не поменяет ;) . Вам придется подкорректировать и  тактику торможения. Теперь следует больше внимания уделять задним тормозам, и момент начала торможения желательно передвинуть на «пораньше».  Есть еще одна тонкость – расположение багажа в прицепе. Укладывая вещи в прицеп следует располагать их внутри таким  образом, чтоб те из них, что весят больше, располагались ближе ко дну. Это снизит центр тяжести прицепа, и соответственно уменьшит паразитный крутящий момент на сцепном устройстве. Именно величина этого момента будет влиять на то, будете ли вы ощущать присутствие прицепа, перекладывая мотоцикл из поворота в поворот на серпантинах, или просто в дорожном потоке.

     Еще один специфический момент  «пилотирования» этого «КосмоЗоо» - узенькие улочки-дорожки, особенно если вы вдруг заблудились в незнакомом городе, и Вам вдруг приспичит развернуться. Вот тут придется проявить водительскую смекалку, или прибегнуть к помощи вашего пассажира. Радиус разворота с прицепом чуть больше чем у одиночного мотоцикла, и развернуться в несколько приемов, как на одиночке, вам удастся с трудом, ведь среди мотоциклов задняя передача есть только у «Голды». Очень выручит наличие в вашей путешествующей компании еще одного-двух экипажей, что смогут придти Вам на помощь в преодолении некоторых препятствий, особенно на бездорожье. Но думаю ребята не будут против помощи Вам, ведь как правило, в прицепе находится место и для излишков их багажа…

Возле отеля

    Итак, вы  решили переночевать в придорожном отеле. Какие действия Вас ждут, будь вы просто на мотоцикле - Вам известны. А теперь сравните:

-вы открываете капот прицепа, и берете одну-две необходимые текстильные сумки, сшитые в размер прицепа. Здесь все, от туалетных принадлежностей, до сменной обуви (особенно в дождливую погоду,  хотя бы в каких-нибудь простеньких шлепках есть острая необходимость) и даже выходного костюма на «плечиках». Во многих отелях  можно просто закатить прицеп, как чемодан на колесиках,прямо  в номер, и не париться с разбором шмоток.

На загородном пикнике

   О-о-о-о, здесь выгода от обладания прицепом, раскрывается на все «сто»!

… Ну-ка ребята, подсобите! Мангал поставим сюда. Столик со стульчиками лучше в тень! Или вот этот зонтик воткните над столиком. Уголь не рассыпьте, и арбуз плюхните в речку, чтоб охлаждался! На кой черт намариновали так много мяса? Мы что тут на неделю? И главное – ящика пива может не хватить….а чё, и пиво влезло? – ну дык!....

    Пожалуй такой наборчик сможет прибыть на место отдыха, только если с вами в поездку отправится какой-нибудь «колясочник», или даже автомобиль. Вместимость, порядка 150литров у модели  Cruise line, и почти 200 –у  модели  Comfort line – более чем достаточна.

Эндуро дальнобой

 Наверняка вы видели как навьючены «Африки» или БМВ-шные «Джи-эСки», которые прут по какой-нибудь Монголии , Марокко, или вдоль берегов Байкала. Здесь в багаже достаточная доля необходимого сервисного оборудования, инструмента и запчастей, включая такие «негабариты», как канистры с топливом и маслом, запасные покрышки , или даже колеса в сборе…. Системы крепления кофров на мотоциклах зачастую не выдерживают такого натиска  возвратно-поступательных «па» на грунтовой размазне периферийных дорог. Да и максимальный загруз кофров «по паспорту» бывает далек от необходимых показателей -  как правило это 10-15кг на каждый кофр.

     А теперь рассмотрите вариант, когда львиная доля вашего багажа «издевается» не над мотоциклом, а над прицепом. Когда вы можете отцепить прицеп с основным багажом, и мотнуться в ближайший поселок, скажем за хлебом или водой. Ваши же спутники имеют в это время доступ ко всему необходимому, оставленному Вами в прицепе.

    Единственное, что нужно помнить, оседлав эндуро с прицепом, это все же, менее внедорожные качества мотосостава, нежели те, что Вам может подарить одиночный эндурик. Поэтому на маршрут предстоящего путешествия с прицепом, стоит взглянуть немного поумерив «покорительские» амбиции. Но, думаю, прицеп с лихвой компенсирует недостаток грязи на вашей амуниции,  спокойной ночевкой в достаточно комфортных условиях. Да и отцепив прицеп у подножия горы, вы с легкостью покорите ее, и, насладившись закатом с вершины, вернетесь в обустроенный лагерь, не перетруждая железного коня лишним грузом…

 В принципе на этом, проверенном  шасси можно установить практически любой кузов. Это может быть и домик для вашего четвероногого любимца, и мерцающая светодиодами «музыкальная шкатулка» нафаршированная сабвуферами, и даже раскладная, по принципу автомобильного прицепа «Скиф», палатка на одно-два спальных места. Полет фантазии здесь безграничен…ну разве что ваши финансовые возможности могут ограничить «потолок» вашего фри флая.

   Подведем итоги смакования темой прицепов. Прежде всего, эта штука, безусловно не игрушка. И кататься с ней ради понтов – все равно, что забивать гвозди золотыми часами. Ее стихия – реальный дальнобой, и загородные вылазки на природу. Скорее эта тема должна быть интересна реально ездящим «Голдоводам», не менее реальным «эндуристам-путешественникам», ну и в принципе  - пользователям классических круизеров, и спорт-туристов, что отваживаются на пусть не частые, но достаточно продолжительные мото путешествия. Именно на эти основные группы и направлены разработки изготовителя мото прицепов. На  Европейских дорогах мотоцикл с прицепом – уже давно не диковина. Быть может поэтому и у нас на Украине эта тема потихоньку получает развитие. Дай Бог, чтоб законодательные органы не наставили искусственных преград на этом пути, пути целесообразности существования прогрессивных вещей, предпочтя   им наложение своей руки на финансовые потоки граждан своей страны.

   Ну что ж, самое время открывать сезон настоящих мото путешествий! Даешь украинский мото караванинг!!!

 Выражаем благодарность Руслану Коробкову, разработавшему и изготовившему модельный ряд мотоциклетных прицепов C-way, за предоставленную для теста модель прицепа Classic  line



Создан 17 мар 2011



  Комментарии       
Всего 2, последний 2 мес назад
Rimmdp 29 июл 2017 ответить
Доброго дня. Интересует вопрос по поводу поездок с таким прицепом по Европе Азии. К примеру - Словакия, Венгрия, Румыния, Боглгария, Турция... Ничего не нашел. Я так понимаю, что при наличии на прицепе дублирующего номера проблем возникнуть не должно?
старый 19 сен 2017 ответить
Свой прицеп строил с учетом, чтобы гос номер был хорошо виден. Ежели иначе --- то-да, надо дублирующий.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником